Служить бы рад, выслуживаться тошно.
Перефразируя "Горе от ума"
Кредит доверия
Вы двигаетесь по карьерной лестнице. У вас все хорошо получается. Но в один прекрасный день ваш начальник увольняется, и все ваши заслуги превращаются в пыль. Почему? Потому, что пришел новый начальник.
Наблюдение
Когда вы приходите на работу в новую компанию, вам вручают кредит доверия. Сначала, на этапе отбора, работодатель изучает ваш опыт, вас собеседуют, пытаются разглядеть в вас решение их проблем. И как результат, работодатель возлагает на вас надежды и вручает вам кредит доверия. А дальше уже от вас зависит, оправдаете ли вы это доверие или нет. И скорее всего, те, кто вас нанял, будут настроены помочь вам оправдать ожидания, так как не захотят еще раз потратить время на поиск нового человека. Для новичка все складывается неплохо.
А что происходит, когда увольняется ваш руководитель. Вы несколько лет работаете на своем месте, заслужили уважение коллег, вас ценят, но на место вашего руководителя или на место его руководителя приходит новый менеджер со стороны. Не обязательно извне компании. Возможно, из соседнего подразделения, но он с вами не очень-то знаком. Жизнь неумолимо показывает, что происходит следующее – вам вручают кредит недоверия.
Вместо того, чтобы продуктивно работать, вы вынуждены выслуживаться перед новым начальником. Вы будете нервничать от того, что он не верит вам на слово, пропускает мимо ушей ваши предложения. Вы вдруг превращаетесь в пустое место. Вы ведь заслуженно считаете себя авторитетом в этом подразделении, а он ведет себя с вами как с новичком (хотя с новичком –то себя так не ведут, см.выше). В результате – увы, ваша карьера заморожена на то время, пока вы не выслужитесь перед новым начальником. А ведь на это даже при хорошем раскладе (кредите доверия) уходит год-два. А сколько уйдет времени, если вам вручили кредит недоверия? Год? Два? Вечность?
Обидно, вы уже давно прошли этап заслуживания авторитета, вы рассчитываете на рост, и вдруг понимаете, что вам опять придется доказывать свою состоятельность, и вы думаете «Какого черта!? Почему я должен выслуживаться!?». А представьте себе, что вы задвинули свою гордость подальше и потратили еще год-два на завоевание авторитета у нового начальника, а потом и он вдруг внезапно уходит, не продвинув вас по служебной лестнице или не подняв вам зарплату. Мало у кого хватит запаса психики, чтобы это пережить. Возможно, многие из тех, кто читает эту статью, проходили через это. Это ведь более чем несправедливо!Причины
Давайте попробуем проанализировать, почему новый начальник вручает кредит недоверия своим подчиненным. Все ниже приведенные причины – мои предположения:
1. Он считает, что, возможно, вы - часть той проблемы, для решения которой его пригласили в эту компанию. И тогда все будут под подозрением. Мало ли чего ему наговорили про ваше подразделение при приеме на работу.
2. Его предшественник при передаче дел описал ему ваш уровень навыков как более низкий по сравнению с вашей собственной оценкой.
3. Он вас банально просто не знает. Это объективно. Он не виноват, что не знаком с вами.
4. Он сам не уверен, что удержится на этой позиции, поэтому нервничает.
5. Он хочет вас выжить, чтобы привести на ваше место своего соратника по предыдущей работе.
6. Он опасается, что вы не примете его как руководителя, поэтому ожидает от вас подвоха или диверсии, то есть враждебных действий.
А бывает ли по-другому? Когда новый начальник приходит и говорит всем, что вы все классные, и что он постарается заслужить ваше доверие и как он рассчитывает на вашу помощь и ему одному не справиться. Конечно, бывает. Но приходится ли на это рассчитывать? А вдруг он хороший руководитель, но не проходил на курсах менеджмента нюансы психологии при входе руководителя в новый коллектив, и он просто не подумал об этом и не спрогнозировал поведение людей и план коммуникации. А давайте вспомним, что в это время с вами происходит. Вы на всех обижены. Вам трудно делать позитивное и воодушевленное лицо в этот период. Новый начальник видит, с каким лицом вы приходите на совещания и возможно думает, что вы именно к нему настроены так негативно, и получается, он теперь вынужден ожидать враждебных действий с вашей стороны. Нерадостная картина.
Что же делать?
Нужно принять нелегкое решение. Ведь терять годы на новое выслуживание не хочется. Если вы планировали сделать карьеру менеджера, но вот так несколько раз потратили время на выслуживание перед новым начальством на одной и той же позиции, то время неумолимо уходит, вы становитесь старше, упускаете лучшие годы на развитие. Прикинем варианты:
1. Если вы хотите сделать карьеру именно в этой организации, то у вас два пути. Первый – вы остаетесь на текущей позиции и завоевываете доверие заново. Второй – вы уходите в другое подразделение этой же компании, где получаете кредит доверия как "новичок". Хотя какой же вы новичок?! Вас там, скорее всего, знают с прекрасной стороны. Так что, если вы решили уйти в соседнее подразделение, там у вас хорошие перспективы, и все получится!
Если же вы решили остаться на текущей позиции, нужно быть терпеливым человеком, подавить или скрыть в себе раздражение и работать. Рано или поздно вас начнут продвигать. Но будьте психологически готовы к тому, что это может повториться.
2. Вы хотите сделать карьеру не обязательно в этой организации. Времени терять не хотите. Просто найдите работу в другой организации, расскажите им о своих достижениях, получите кредит доверия и реализуйте себя!
Пара советов
При выборе варианта хорошо взвесьте плюсы и минусы. Возможно, та компания, в которой вы работаете, является классной, и вы ее любите больше, чем свои амбиции.Если вы решили уволиться - уходите по-доброму, не сжигайте мостов. Вдруг вы потом поймете, что совершили ошибку и захотите вернуться.
Новому руководителю
Если вы пришли руководителем в новую организацию, постарайтесь в кратчайшие сроки наладить доверительные отношения с подчиненными, объясните им, как они важны для вас, выясните, кто из них имел планы на ваше место или продвижение по службе. Ведь вам нужны соратники, чтобы преуспеть!
Автор
Владимир Герман - директор компании Instream
Другие статьи Владимира:
Проактивное управление имиджем информационных систем. Как ИТ-подразделению не растерять спонсоров.