Личная неприязнь атакует

Такую личную неприязнь я испытываю
к потерпевшему, что кушать не могу.
Из к.ф. "Мимино"

Вы вдруг замечаете, что избегаете общения с коллегой по работе. Общаетесь с ним только по электронной почте и в минимально необходимом для работы объеме. Испытываете дискомфорт и нервозность в его присутствии. Вы уверены, что этот человек желает вам зла.

Скорее всего, вы находитесь под действием личной неприязни - одного из самых коварных свойств человеческой психики, способной принести непоправимый вред вашей работе и карьере.

В практике менеджмента личная неприязнь встречается довольно часто, и она изощренно многолика. В ста процентах случаев личная неприязнь практически полностью блокирует работу людей, так как сотрудники, испытывающие личную неприязнь друг к другу, не могут общаться. Можно говорить, что они в отношении совместной работы полностью или частично недееспособны.

Личная неприязнь отравляет жизнь человека, приносит крайний дискомфорт ему и его оппоненту. Интересно, что на работе личная неприязнь может появиться между людьми даже в коллективах, где подобрались все хорошие люди, где точно нет людей ленивых, лживых, вороватых. Личная неприязнь может атаковать сотрудников из любого коллектива.

Я решил написать эту статью для менеджеров и рядовых сотрудников потому, что ни разу не встречал руководства по диагностике случаев личной неприязни на работе и принятию мер по ее устранению.


Виды личной неприязни

Личная неприязнь многогранна. Я за свою практику менеджмента наблюдал и классифицировал несколько видов личной неприязни:

1. Обоюдная личная неприязнь. Саша не любит Петю. Петя не любит Сашу. Оба знают, что не любят друг друга.

2. Ассиметричная личная неприязнь. Саша испытывает личную неприязнь к Пете в то время, как Петя хорошо относится к Саше.

3. Сложный случай. Коля хорошо относится к Диме, но обижается на Диму за то, что Дима якобы испытывает личную неприязнь к нему. А вот Дима даже и не подозревает, что Коля так обижен, сам-то Дима очень хорошо относится к Коле. Получается, что оба относятся к друг-другу хорошо, но один из них считает, что другой испытывает к нему личную неприязнь.

Все перечисленные виды личной неприязни достаточно опасны и нуждаются в лечении.


Механизм действия личной неприязни

Личная неприязнь - механизм психики. Действие ее коварно и не сразу распознаваемо сознанием. Человек практически не способен мыслить объективно, находясь под действием личной неприязни. Основное вредоносное ее свойство заключается в следующем. Личная неприязнь делает так, что любые высказывания, суждения или поступки оппонента трактуются нашим сознанием как враждебные или с подвохом - действует крайнее недоверие. Даже улыбка человека, у которого просто хорошее настроение, может быть истрактована как враждебная ухмылка или насмешка. В результате, личная неприязнь сама себя вскармливает. В современных коллективах это свойство личной неприязни подкрепляется еще и склонностью оппонентов общаться по электронной почте или ICQ - средства не передают эмоции. Например, если один из оппонентов поставил в приветствии восклицательный знак, подразумевая восторженное приветствие адресата, то адресат, испытывающий личную неприязнь, прочитает восклицательный знак как наезд. Необходимо знать это и рекомендовать избегать общения по email и ICQ в случае возникновения напряженности между людьми.

Зная эти механизмы личной неприязни, человек, находящийся под ее влиянием, сможет ее своевременно распознавать и начать путь к избавлению от нее, а менеджер сможет погасить конфликт в коллективе.


Причины появления личной неприязни.

За свою практику менеджмента мне встретились следующие источники личной неприязни:

1. Невысказанные претензии. Вам не понравилось, как поступил ваш коллега. Вы не сказали ему об этом (постеснялись, было не удобно). Потом он опять так поступил, вы опять ему не сказали - ваши претензии увеличились. Затем прибавилась злость, что он не исправился. Невысказанные претензии накапливаются, начинают злить вас, и ваша психика идентифицирует врага. Здравствуй, личная неприязнь!

Зачастую, такие случаи зарождаются на недоразумении. Возможно, у человека могла быть серьезная причина поступить так, но вы, не сказав ему о своих претензиях, фактически лишили его возможности оправдать себя.

2. Оскорбление. Человек не заметил, как обидел или оскорбил другого. Один дружески похлопал другого по плечу, а тот обиделся на фамильярность. Либо человек, критикуя работу другого, перешел на оценку личности, либо просто применил неприемлемую для другого лексику. Я не встречал случаев сильной личной неприязни, в основе которой лежало прямое оскорбление.

3. Сплетни, наветы. Один человек услышал от другого, что третий отозвался о нем так-то и так-то. Как правило, если передавший является человеком, склонным к преувеличениям при пересказе, да еще по-своему истрактует слова третьего, то очень легко может возникнуть напряженность. Про это еще говорят, один настраивает другого против кого-то. Встречается и сознательное настраивание одного против другого.

4. Неоправданные иллюзии. Вы считаете вашего коллегу, сотрудника или начальника идеальным человеком. А он вдруг поступает по-другому. Вы не понимаете, как так может быть. Вам кажется, что он оказался не тем, за кого себя выдавал все это время. А если это так, то он - двуличный человек, и не достоин работать с вами. Это благодатная почва для личной неприязни. Ловушка заключается в том, что каждый человек имеет свои идеалы, и под одним и тем же понятием разные люди подразумеваю разные вещи, либо разные степени какого-то явления или действия.

5. Неоправданные надежды. Вы возлагаете на своего сотрудника или коллегу большие надежды, считаете, что он должен развиваться определенными темпами. Но он не оправдывает ваших надежд. Вы начинаете испытывать претензии к нему, часть из них высказываете, часть не высказываете. Сотрудник все равно не увеличивает темп развития, в результате создается почва для личной неприязни. Ловушка заключается в том, что сотрудник не является плохим человеком, он просто такой человек, а у вас, возможно, завышенные требования.

6. Различие типов людей. Среди нас есть люди, которые считают, что если вам кто-то что-то обещал (или должен делать что-то по долгу службы), то он это сделает без напоминаний. А если он вдруг этого не сделал, то он плохой человек. При этом, по мнению этих людей, этот человек не имеет права забыть или увлечься чем-то другим. В результате человек, который просто забыл о данном обещании, становится плохим, недостойным человеком. Это прекрасная почва для личной неприязни. Нужно отдать должное людям, которые считают, что другие должны выполнять свои обещания без напоминаний, так как они сами в подавляющем большинстве случаев так и поступают, являясь для других образцом. Но ловушка заключается в том, что таких людей меньшинство, а все остальные менее дисциплинированы, и не надо их за это казнить.

7. Соперничество. Как правило, возникает у людей со схожими типами личности и амбициями. На почве соперничества может развиться личная неприязнь.

8. Выявление врага. Выяви врага и устрани его! Есть люди, которые испытывают комфорт от личной неприязни, так как все вселенское зло, наконец, персонифицировано в определенном человеке, и после устранении его, все проблемы решатся сами собой. Беда же заключается в том, что после устранения оппонента, враждолюбец выберет себе новое олицетворения зла и начнет с ним бороться.

Есть и другие причины возникновения разногласий и претензий, например борьба за власть или неразделенная любовь. Я не берусь советовать что-то в этих случаях.


Избавляемся от личной неприязни

Интересно, что я еще не встречал ни одного человека, который имея личную неприязнь к кому-нибудь, знал бы выход из нее (кроме как кому-то из двоих уволиться).

Однако личная неприязнь лечится!

Если вы сами испытываете личную неприязнь к кому-нибудь, ответьте себе на два вопроса:

1. Есть ли объективная причина для вражды? Например, в виде противоположных, взаимоисключающих интересов. Или вы все-таки с оппонентом в одной лодке.

2. Стоит ли упоение личной неприязнью того вреда, что она принесет вашей работе и карьере?

Если люди хотят избавиться от личной неприязни, то самое главное - кому-то сделать первый шаг на встречу другому и поговорить откровенно о своих чувствах и том вреде и дискомфорте, который они испытывают. Прямой разговор является основным средством устранения личной неприязни.

Иногда достаточно пары искренних комплиментов или подчеркнутой поддержки мнения "оппонента" на одном из совещаний. Ведь личная неприязнь включается у людей от личных претензий, когда человек видит, что его атакуют как личность. Если дать другому человеку понять, что вы его цените как личность и разногласия у вас только по рабочим вопросам, то личная неприязнь может испариться без следа и даже перерасти в дружбу.

Конечно, есть вероятность, что при сильной степени неприятия, ваш оппонент будет искать в вашем шаге навстречу подвох. Но если вы будете откровенны, то этого не произойдет.


Помощь третьего лица

Как правило третьим лицом на работе является руководитель. Руководитель не имеет права пассивно наблюдать, как в его коллективе воцаряется личная неприязнь. Задача третьего лица очень простая - выяснять у враждующих их отношение к друг-другу и причины претензий. Часто бывает так, что враждующие хорошо относятся к друг-другу, но оба думают, что оппонент его ненавидит. В этом случае если посредник, передав одному, что другой его вовсе не ненавидит, и то же самое передаст другому, то сможет погасить конфликт очень быстро, либо подготовить обоих к разговору подушам.

Также третье лицо может передать оппонентам взаимные претензии друг-друга и дать им возможность оправдаться перед друг-другом или узнать, наконец, что поведение одного из них могло обидеть другого, а он этого не хотел.

Но основная задача посредника - заставить людей поговорить на эту тему, предварительно подготовив их к разговору, и, если возможно, контролируя разговор с целью гашения обидных реплик.


Профилактика личной неприязни

Для профилактики личной неприязни очень полезно провести в коллективе семинар на эту тему, потому что основной профилактикой является знание механизмов проявления и действия личной неприязни.

Очень хорошей профилактикой является своевременное высказывание претензий или замечаний без "наезда" на личность.

В коллективах, где результат достигается только командной работой, не избежать человеческого фактора. Профилактируйте личную неприязнь, а когда она случается, своевременно принимайте действия по восстановлению атмосферы доверия и уважения.

Автор

Владимир Герман - директор компании Instream